Оптимизация затрат на автопарк
за счет установки датчиков контроля топлива
Клиенты
- Компания Transporte Colonia – аргентинская компания, занимающаяся автомобильными грузоперевозками.
Горнодобывающие компании:
- Yamana Gold – подразделение крупной канадской компании, добывающей в Аргентине медь, золото, серебро и молибден.
- Cerro Negro – основанная в 1896 году компания-пионер в своей отрасли, занимающаяся добычей полезных ископаемых и лидер производства строительных материалов.
- Estelar Resurce – крупная компания, работающая в сфере металлургии и добычи полезных ископаемых (в том числе серебра).
- Yamana Gold – компания, специализирующаяся на добыче меди и золота.
Оборудование: история внедрения
Все компании объединяет общая черта – большое количество автотранспорта, находящегося на балансе. Автопарк каждой компании насчитывает более 70 единиц транспорта. При этом штаб-квартиры фирм расположены далеко от тех регионов, где ведется основная производственная деятельность, что усложняет контроль за расходом топлива и создает почву для потенциальных злоупотреблений.
Задача, поставленная компаниями-клиентами
Раз в определенное количество дней представитель компании-поставщика топлива приезжает и заправляет топливозаправочную станцию.
Каждому из клиентов важно было дистанционно контролировать уровень топлива, которое хранится в цистернах, причем делать это в режиме реального времени. Это нужно для того, чтобы избежать убытков, связанных с кражами, а также со злоупотреблениями при закупке и заправке топлива.
На предприятиях используются стационарные топливные цистерны (резервуары объемом 30-50 тысяч л), поэтому датчики подбирались для этого типа емкостей. Работы проводились в разное время. Анализ финансовых результатов осуществлялся в течении определенного периода времени.
Для справки: цена топлива в Аргентине, июнь 2021 - 0.94 USD/литр ( в рублях 69, 26 руб.)
Предложенное решение
Изначально для решения поставленной задачи по контролю топлива интегратор использовал трехметровые ДУТы ТД-600, которые соответствуют всем необходимым требованиям и имеют интерфейс подключения RS-232 ( именно этот интерфейс используется в зарубежом, в том числе и в странах Латинской Америки ).
Затем, при появлении на рынке беспроводного датчика уровня топлива ТД-BLE, интегратор отдал свое предпочтение в пользу данного датчика, установка которого существенно экономит время. Также для передачи данных датчику, ввиду отсутствия возможности подключения по Bluetooth потребовалась BLE-база.
Для успешного функционирования системы мониторинга топлива была выстроена следующая цепочка : датчик уровня топлива TД-BLE + адаптер Эскорт (BLE-база) + адаптер производителя ( так как у контроллера нет ни интерфейса Bluetooth, ни интерфейса-485) + контроллер.
Так как датчик является беспроводным и отсутствует необходимость в прокладке кабелей – это позволило интегратору существенно сократить время и стоимость установки: на подобных объектах, при использовании проводного датчика по местным нормам безопасности необходимо было использовать только специальный взрывозащищенный кабель-канал.
Датчики Эскорт ТД-BLE
- Осуществляют замеры каждые 10 секунд, передача данных осуществляется каждые 3 секунды;
- Могут находиться на расстоянии 100 м от приемника, что очень удобно на предприятиях с большой территорией и соответствующей организацией производственного процесса;
- Быстро устанавливаются – достаточно одного часа на установку;
- Передают данные на разные типы устройств с Bluetooth, в том числе на смартфоны, также возможна и настройка датчиков через специальное мобильное приложение Конфигуратор датчиков Эскорт;
- Работают от батареи, заряд которой хватает в среднем до 7 лет активной работы;
- Датчик может фиксировать даже микросливы, он реагирует на любые действия с топливом;
За 3 года интегратор продал и установил своим клиентам более 40 заправочных станций/цистерн.
На каждую емкость устанавливалось по одному датчику.
Программное обеспечение
Интегратором было реализовано специальное решение – локальная программа, в которой отображается уровень топлива согласно чеку от компании поставщика топлива и уровень топлива, который показывает датчик.
Программа сравнивает данные из чека с данными, которые показывает датчик. На экране ПО отображаются такие данные как, количество топлива в цистерне, на сколько ее заправили, кто, когда на какой машине заправлялся, кто запустил систему, которая авторизует топливо. У каждого сотрудника есть свой RFID ключ, который разрешает/запрещает выгрузку топлива.
Финансовые результаты
Во всех компаниях наблюдается сопротивление со стороны персонала, отвечающего за расход топлива, поскольку у него больше не будет возможности сливать топливо – установка датчиков исключает любые попытки слить горючее и фальсифицировать данные.
Во всех случаях снижение расходов топлива, по сравнению с аналогичными предыдущими периодами, составляет 20%.
Если до этого в среднем компания расходовала до 110 тысяч литров топлива ежемесячно, то с внедрением системы, позволяющей предотвратить как обычные ошибки, так и злоупотребления, расход сократился постепенно до 85-90 тысяч литров ежемесячно.
При этом стоимость установки оборудования на одну единицу для каждого клиента составила 1200 дол. США. Абонентскую плату платить не нужно. Поэтому считаются только единоразовые затраты на покупку и установку оборудования ежемесячно. А экономия составляет около 20-30 тысяч дол. США ежемесячно (исходя из средней цены топлива в Аргентине). При ежемесячной экономии в 23 500 $ система окупилась за срок составляющий менее месяца.
Вывод
Установка топливных датчиков позволяет фиксировать малейшие изменения уровня топлива, а значит, что перекрывает путь для любых злоупотреблений, в том числе и для сговора с сотрудниками заправочных станций – это дает существенное снижение расходов, поэтому установка оборудования окупается уже в первые месяцы и позволяет исключить полностью в дальнейшем возможности хищения ГСМ.