Как сотрудники крадут у перевозчиков топливо и что можно с этим сделать

В апреле 2022 году на одном из самых охраняемых военных объектов Великобритании злоумышленники слили тысячи литров дизеля стоимостью £250 000 (19 млн рублей). Воры откачивали топливо в течение трех недель, пока их не заметили во время проверки. А теперь представьте, насколько легче украсть топливо там, где уровень защищенности намного ниже, чем в британских ВМС.

На дизель и бензин приходится до половины расходов перевозчиков и компаний, для которых топливо — сопутствующий расход. При этом руководители не всегда знают, крадут ли их водители топливо для перепродажи. А те, кто в курсе краж, часто закрывают на это глаза.

Однако из-за злоумышленников компании могут потерять половину всех денег, потраченных на топливо. Кроме того, ситуация может усугубиться на фоне экономического и энергетического кризисов.

В этой статье разберемся, как некоторые сотрудники обманывают руководителей, как этому противостоять и в итоге сэкономить.

Сколько компании теряют на краже топлива

В среднем, логистические компании тратят от 30% до 50% бюджета на дизель и другие горюче-смазочные материалы. При цене в 49,65 рублей за литр дизеля, годовой расход на одну машину будет стоить более 600 000 рублей. Как правило у небольших перевозчиков парк составляет от 5 авто, у крупных компаний он исчисляется тысячами.

Структура затрат логистической компании

Теперь представьте, что кроме зафиксированных трат появляются те, что никак не планировались. Например, среди перевозчиков уже давно не секрет, что водители, механики и другие сотрудники часто сговариваются, чтобы украсть топливо, продать и получить дополнительный заработок. В среднем потери компании из-за злоумышленников с одной машины достигают до 300 000 рублей в год — а значит половина всех расходов компании на топливо уходит впустую, без ведома генерального директора.

Финансовые потери компании в год на краже и хищении топлива с каждой автомашины

Как кризис усугубляет кражи топлива

Кроме краж, на состояние компаний влияет и ситуация в экономике. Из-за энергетического кризиса в Европе стоимость дизеля и бензина будет расти — даже несмотря на то, что во многих странах переходят на экологически чистые аналоги в виде электроэнергии или биотоплива. Кризис порождает рост цен, и гендиректорам приходится думать только о том, как сохранить рост прибыли в сложной ситуации.

График мировых цен на нефть

В результате руководители идут на снижение издержек самыми быстрыми и простыми способами — например, сократить персонал. Однако это не лучшая стратегия, ведь без водителей, механиков, бухгалтеров и других сотрудников компания не сможет расти в долгосрочной перспективе. А узнать наверняка, окажется ли новый сотрудник добросовестным — получается далеко не всегда.

Вместо этого компания может пойти иным путем — проанализировать бизнес-процессы и посчитать, сколько на самом деле расходуется топлива. Это поможет оптимизировать маршруты для машин, а значит — быстрее доставлять товары и быть более конкурентоспособными.

Такая аналитика особенно полезна стартапам, для которых топливо — одна из сопутствующих статей расходов. Благодаря аналитике молодые компании смогут сэкономить до 30% на дизеле и бензине.

В конце концов, сквозная аналитика поможет бороться и с кражами. Система автоматически соберет данные, после чего бухгалтер сможет сверить их с путевым листом и понять, сходятся ли расходы на топливо, или нет.

Как злоумышленники крадут топливо

Большинство видов краж можно разделить на три категории и во всем мире они одинаковы:

Недолив топлива

Обычно это происходит так: водитель подписывает документ или договаривается с заправщиком о том, что в бак зальют якобы больше бензина или дизеля, чем есть на самом деле. Затем водитель продает недолитый остаток с уценкой, а потом делится деньгами с заправщиком.

Прямой слив

Чтобы слить излишки топлива, водители подделывают данные одометра или счетчика времени наработки. Для этого используются специальные приборы: корректоры и программаторы. Когда данные «исправлены», водители сливают топливо прямо из бензобака в канистру, а затем продают его. Как правило это делают в нерабочие часы, либо во время рейса.

Слив «с обратки»

Чуть более сложный способ, чем прямой слив. Топливная система устроена так, что если часть бензина или дизеля не сгорает двигателе, то она возвращается в бак — и так по кругу. В эту систему водители могут встроить тройник, к которому подсоединяют шланг и сливают топливо. Слив «с обратки» наносит вред не только бюджету компании, но и авто — ведь так появляется риск возгорания.

Три способа бороться с кражами

Чтобы у водителей, заправщиков, механиков и других сотрудников не было повода воровать топливо, можно использовать три рабочие стратегии.

Стратегия 1. Установить прозрачную политику в компании и награждать за излишки

Часто в компаниях не бывает четких правил, как поступать с лишним топливом — этот момент опускается во избежание конфликтов, да и просить своих же сотрудников не воровать может довольно неприятно. Но в такой ситуации руководители сами же ставят себе подножку. Здесь у водителей срабатывает принцип «что не запрещено, то разрешено» — указаний от руководства не было, значит можно воспользоваться остатками топлива в личных целях. А это рано или поздно может привести к тому, что сотрудник может организовать использование излишков на постоянной основе.

Чтобы такого не возникало, компания может создать регламент и прописать, что делать водителю с остатками топлива. Еще лучше, если компания заплатит бонусы за излишки — тогда поводов для краж будет еще меньше, а стимулов для добропорядочности больше.

Стратегия 2. Следить за движением авто

Но почти в любой компании, где прописаны все регламенты, найдутся водители, которые захотят этими правилами пренебречь. В этом случае начинает работать другой принцип — «доверяй, но проверяй».

Чтобы реализовать его, можно установить на машины GPS или ГЛОНАСС-систему, которая покажет, где находится авто в конкретный момент. Так получится точно определить, не накручивал ли водитель километры и не заезжал ли в подозрительные места.

Система спутникового мониторинга транспорта и контроля топлива

Благодаря навигационным системам можно оптимизировать маршрут так, чтобы машина доезжала по кратчайшему пути из пункта А в пункт Б. Это тоже поможет сэкономить на расходах топлива.

Стратегия 3. Следить за топливом в баке

Когда компания знает, по какому маршруту ехала машина, можно косвенно определить, сливал ли водитель топливо или нет. Однако GPS или ГЛОНАСС не дадут точного ответа, была ли совершена кража бензина или дизеля. И если задать неудобные вопросы водителю, можно испортить отношения или вовсе потерять ценного сотрудника.

Самый точный и надежный способ определить, была ли кража — установить в авто датчик уровня топлива (ДУТ).

Такой датчик работает при температурах от -60°С до +80°С, а также измеряет объем топлива с погрешностью в 1%. Кроме того, устройство передает данные в реальном времени — а значит компании не придется отправлять механиков к машине, чтобы проверять уровень топлива в баке.

Беспроводной датчик уровня топлива Эскорт TD-BLE

ГК «Эскорт» предлагает датчик «Эскорт TD-BLE». Он работает на беспроводной технологии Bluetooth Low Energy (BLE), благодаря которой инженерам не нужно прокладывать проводку вдоль кузова авто — достаточно установить датчик в бак с топливом. Злоумышленники не смогут повредить провода, а компания сможет сэкономить на их установке.

Контроль топлива с беспроводным ДУТ Эскорт TD-BLE

Технология BLE позволяет датчику работать не только без проводки, но и без дополнительного питания. Заряда одной батареи хватит на 7 лет работы устройства.

Итог: что делать, чтобы избежать краж топлива

Можно бесконечно доверять сотрудникам и находить отговорки — однако статистика показывает, что из-за краж компания может терять до половины денег, которые она тратит на топливо. Многие механики, водители или заправщики идут на работу с условной зарплатой в 30 тыс. рублей только для того, чтобы наживаться на ней и продавать топливо за 200 тыс. рублей каждый месяц.

Чтобы избежать воровства, можно платить сотрудникам за неиспользованное топливо, поставить на машины GPS или ГЛОНАСС системы, или установить датчики топлива.

Несмотря на заблуждения, что контроль водителя или маршрута не поможет, довериться автоматике все же стоит. Последний способ как раз точно покажет, сколько дизеля или бензина использовала машина, ведь данные с датчика невозможно подделать. Кроме того, эти данные можно подключить к сквозной аналитике и пересчитать расходы компании. Увидев, куда на постоянной основе уходят деньги компании, гендиректору не придется сокращать расходы на маркетинг или увольнять сотрудников.