Статья

Решения для мониторинга транспорта и контроля уровня топлива

February 14, 2020

Альберт К Альберт К.albert@fmeter.ru
Share this:
Контроль расхода топлива, показателей работы транспорта и спецтехники с помощью системы спутникового мониторинга

Cпутниковый мониторинг транспорта давно перешагнул тот этап, когда его функции ограничивались определением местоположения объектов. Сегодня благодаря современному телематическому оборудованию и продвинутым программным решениям руководители автопарков могут отслеживать большинство параметров работы транспортных средств, оптимально планировать их деятельность, снижать расходы и повышать эффективность бизнеса.

1. Проблемы и потребности автопарков

Компании, эксплуатирующие транспорт, постоянно сталкиваются с высокими издержками и не застрахованы от серьезных рисков.

В первую очередь, основная часть затрат автопарков приходится на топливо, и отследить его фактический расход объективно невозможно с помощью традиционных способов. Более того, для многих водителей топливо – это дополнительный источник заработка. Существует немало видов воровства: от сливов топлива из бака до махинаций с топливными картами. В отсутствии постоянного контроля сотрудники также подрабатывают на стороне, допускают необоснованные простои, нарушают базовые правила эксплуатации техники, халатно относятся к выполнению своих обязанностей. Как следствие, страдает качество работы, происходит перерасход горючего, транспортные средства подвергаются преждевременному износу, компания несёт убытки.

Контроль расхода топлива, показателей работы транспорта и спецтехники с помощью системы спутникового мониторинга

2. Актуальные решения

Для преодоления перечисленных проблем и повышения качества работы транспорта применяются системы ГЛОНАСС/GPS-контроля. Спутниковый мониторинг часто воспринимается, как всего лишь установка трекера и программы для получения сведений о местоположении. Но в коммерческих автопарках уже давно не обойтись без дополнительного телематического оборудования, которое позволяет контролировать в онлайн-режиме разные параметры ТС и анализировать их с помощью детальных отчетов.

Для решения проблемы №1, то есть сокращения топливных затрат и пресечения махинаций с горючим, применяются датчики уровня топлива (ДУТ), встраиваемые в бак, и датчики расхода топлива (ДРТ), которые монтируются на топливной магистрали. Помимо датчиков, фиксирующих заправки, сливы и потребление ГСМ, транспорт оснащается другими устройствами для контроля нужных параметров.

В случае с грузовиками это могут быть датчики давления в шинах, нагрузки на ось, температуры охлаждающей жидкости, датчики открытия дверей фургона и т.д. Владельцы специальной техники применяют для дистанционного контроля датчики моточасов, положения и вращения механизмов, оборудование для фото- и видеонаблюдения. В автопарках со сложной и дорогостоящей техникой нередко используются устройства, идентифицирующие водителей с помощью RFID-считывателей, например, для контроля выдачи топлива. Большое распространение получают датчики контроля вождения – они помогают предотвращать аварии на транспорте с помощью анализа манеры управления автомобилем.

На некоторых категориях транспортных средств не всегда требуется устанавливать дополнительное оборудование, так как в системах мониторинга можно настраивать получение данных с CAN-шины ТС.
Но для точного контроля дизельного топлива на грузовиках и спецтехнике сторонние устройства необходимы. К примеру, погрешность ДУТ и ДРТ не превышает 1-2%, тогда как штатные автомобильные системы фиксируют расход ГСМ с погрешностью на уровне 15%.

3. Требования к платформам мониторинга транспорта

На рынке представлено много вариантов оборудования для спутникового мониторинга транспорта. Не ошибиться с выбором поможет внимательное отношение к таким деталям, как:

  • наличие официальных сертификатов и лицензий;
  • подтвержденные отзывы пользователей;
  • повышенные гарантийные обязательства производителей;
  • гарантия квалифицированной технической поддержки в будущем.

Каким бы точным и надежным не было оборудование, оно не принесёт реальной пользы без ПО, позволяющего развернуть в автопарке полноценную платформу для контроля транспорта, автоматизации обслуживания и принятия верных управленческих решений.

Контроль расхода топлива, показателей работы транспорта и спецтехники с помощью системы спутникового мониторинга

Платформа ГЛОНАСС / GPS мониторинга транспорта должна обеспечивать быстрый доступ к данным о местоположении и параметрах работы подвижных объектов: как в онлайн-режиме, так и за выбранные периоды времени. У пользователей должна быть возможность видеть информацию на любых устройствах (ПК, смартфон, планшет), получать отчеты в соответствии с собственными настройками, настраивать оперативные уведомления о важных событиях.

Сведения о конкретных параметрах должны отображаться вместе с другими показаниями для получения объективного представления о работе транспорта. Допустим, информация о расходе топлива будет неполной, если она представлена без привязки к данным о скорости, пробеге, работе механизмов и т.д. Необходимо, чтобы платформа могла интегрироваться с другими учётными системами компании, в том числе, финансовыми. Таким образом получится обеспечить полную автоматизацию текущих процессов: от выписки и обработки путевых листов до управления заказами, учета ТО и расчета зарплаты.

4. Наши рекомендации по выбору интегратора

К поиску оборудования для удаленного контроля транспорта и к выбору компании-интегратора стоит подходить внимательно, без лишней спешки. Рынок спутникового мониторинга перенасыщен предложениями, поэтому здесь велик шанс потратить деньги на некачественные устройства и непрофессиональные услуги.

Стоит отдать предпочтение интеграторам, которые имеют возможность:

  • Предложить автопарку наиболее технически продуманные и проверенные решения;
  • Предоставить оборудование для тестирования;
  • Подтвердить соответствие устройств высоким критериям точности и надежности;
  • Поделиться опытом их использования в других компаниях;

Важно изучить функциональные особенности программного обеспечения, включая возможность интеграции с другими ИТ-системами предприятия. При таком подходе в автопарке удастся создать действенную платформу мониторинга и автоматизации обслуживания транспорта, а также заложить основу для развития инфраструктуры "Интернета вещей" (IoT).

Контроль расхода топлива, показателей работы транспорта и спецтехники с помощью системы спутникового мониторинга