«Sokol-M» weather station in nature reserves
an accurate tool for scientific work and a reliable assistant for disaster prevention


Reserve forest and nature

Country: Russia

Industry: forestry, nature reserves, national parks

Year: 2020

Clients: Nature reserves "Bastak" (127 thousand ha), Kostomukshsky (47.5), Nenetsky (313.4 thousand ha), Khopersky (16.2 thousand ha). National Parks "Krasnoyarskiye stolby" (48 thousand hectares) and "Lenskiye stolby"(1353 thousand hectares), World Wildlife Fund (WWF)

Equipment: weather station "Sokol-M"

The specifics of the work and the tasks of the clients

Reserve top view

Today the Russian Federation has more than 100 nature reserves with an area of 27 million hectares and more than 60 national parks with an area of 22 million hectares. The total size of all specially protected natural areas (SPNA), including also natural parks and nature reserves, exceeds 200 million hectares.

The protection of rare places that are free from economic use helps to preserve and study nature in its natural state, maintain the genetic fund of the plant and animal world and save unique ecosystems from extinction.

An important part of the work of SPNA employees is related to meteorological observations. Accurate weather data are necessary for scientific activities, in particular, within the framework of maintaining the head document of the reserve - "Chronicles of Nature", and for tracking the risks of fires.

Reserve lake and mountain

Traditional weather stations, installed in most nature reserves and national parks, no longer meet modern requirements. To get readings it is needed to spend time traveling to remote sites. Data transmission and processing are often not automated, so it is necessary to start and analyze the information manually.

Specialists spend extra resources on meteorological observations, but in the end they still do not have the ability to make decisions quickly. While reliable and up– to-date information about weather conditions should be obtained as soon as possible-first of all, to take measures to comply with the fire regime. The slightest risks that are not detected in time can lead to disastrous consequences.

Solution

In order to implement the full range of meteorological tasks and prevent the threat of emergencies, the heads of the reserves decided to purchase modern meteorological equipment.

Among determined requirements for the new weather stations there were:

  • registration of all parameters necessary for the "Chronicle of Nature"
  • the ability to predict weather changes
  • real-time data transmission
  • support GSM, GLONASS / GPS, LoRa, Bluetooth
  • connecting additional devices, including wireless sensors
  • offline operation
  • resistance to harsh climatic conditions
Installation of the Sokol-M weather station in nature reserves and national parks
  • It should be noted that natural objects occupy vast territories up to 1.3 million hectares ("Lenskiye stolby"). Often there is no high-quality mobile signal, so the connection of the meteorological station with satellite systems is extremely necessary. It is equally important that the meteorological station could be operated in the absence of electrical networks, could withstand sudden temperature changes and extreme natural phenomena.

As a result of the consideration of various proposals, the heads of nature reserves and national parks made a choice in favor of the "Sokol-M" weather station produced by "Escort" Group of Companies.

  • "Sokol-M" is a versatile and cost-effective professional weather station that allows to record air temperature and humidity, wind speed and direction, the amount and intensity of precipitation, and the UV index. In addition to the "Sokol-M" there is an ability to connect equipment within a radius of up to 5 km with data transmission via the LoRa wireless channel. For example, soil moisture/temperature sensors and leaf moisture sensors. Thus, the station allows users to get all the hydrometeorological parameters for maintaining the "Chronicle of Nature".
  • The "Chronicle of Nature" is a set of data on the dynamics of natural phenomena and processes occurring in the park during the year. At the end of each year, all observations on the course of natural processes are summarized, the main types of connections between the various components of nature, their features characteristic of this year are revealed. The "Chronicle of Nature" includes information about the territory of the National Park, the features of its relief, hydrography, soil and vegetation cover, weather and climate indicators, the main types of ecosystems, their structure and functioning.

Also a webcam for photographing weather events may be installed on the "Sokol-M".

Installation of the Sokol-M weather station in nature reserves and national parks

The weather station is delivered in the "Northern version". The set of "Sokol-M" equipment includes a solar panel (100 W) and a battery (120 ampere-hour). Due to this, it is possible to work in a completely autonomous mode for more than 3 years.

The equipment operates stably in the temperature range from +55 to -50 °C, which is confirmed by the work of the weather station in the territory with extremely low temperatures: the «Lenskiye stolby» Nature Reserve in Yakutia.

Installation of the Sokol-M weather station in nature reserves and national parks

"Sokol-M" is equipped with a GLONASS / GPS-receiver to set out the precise geolocation of the weather station within the site and a GSM-modem for data transmission via cellular communication channels. In regions with poor cellular network coverage, the meteorological station is equipped with an enhanced GSM antenna to increase the signal strength. In areas without GSM coverage, uninterrupted data transmission can be provided using Iridium satellite communications. In case of communication interruptions, "Sokol-M" still continues to accumulate readings in the built-in memory and transmits them to the server when a signal appears.

Installation of the Sokol-M weather station in nature reserves and national parks
  • One of the advantages of "Sokol-M" is the presence of an interface Bluetooth 4.0. This allows to control the meteorological station using mobile devices (smartphones, tablets).

The data received from "Sokol-M" are available to users in the Sokolmeteo cloud service and other systems with which the meteorological station is integrated. The hardware and software capabilities allow to get a 3-day weather forecast with 95% accuracy.

"Sokol-M" is a certified device (76239-19) and an approved type of measuring instruments (OS. S. 28. 001. A No. 75166). The meteorological station has certificates of compliance with the standards of Kazakhstan, Kyrgyzstan and other CIS countries.

Result

Weather monitoring using the Sokol-M meteorological station in the reserve
Weather monitoring using the Sokol-M meteorological station in the reserve

The station records weather parameters and remotely transmits them to the monitoring system with a frequency set by users. The specialists of the reserves can observe the weather conditions online and analyze the situation for different time intervals.

The data received from "Sokol-M" are available in PC programs and in applications installed on employees' mobile devices.

Comments

Installation of the Sokol-M weather station in nature reserves and national parks

Representative of the "Bastak" Nature Reserve

In our reserve, the meteorological station is installed in the area of cedar-broad-leaved forests, which are characterized by the maximum biological diversity of flora and fauna. The presence of a modern meteorological post allows to collect and process weather data, store and analyze the entire volume of information in real time, and evaluate changes in the climatic indicators of a given territory. The installation of a meteorological station, in addition to its scientific significance, will greatly assist the security department, primarily in organizing fire patrols.

Reserve river and bank

Representative of the "Khopersky" Nature Reserve

In addition to the "Sokol-M" we plan to install cables for a remote weather vane and anemometer, a web camera for photographing weather events, and a sensor for determining the height of snow cover. The readings obtained from the new meteorological station will be presented in our Nature Chronicles and will provide a weather basis for studying the dynamics of the abiotic and biotic components of the "Khopersky" Nature Reserve.

Nature reserve, mountains and lake
Nature reserve, sea and mountains

Representative of the "Lenskiye stolby" National Park and the
"Medvezhji ostrova" State Nature Reserve

The Sokol-M weather station was purchased for scientific activities on the territory of our facilities in 2020. To date, the weather station is installed on the territory of the National Park "Lenskiye stolby" to collect meteorological data. The purchase and installation of the station greatly simplified the work of the park's employees. Before the installation of this station, natural and climatic data were collected manually every day, but today, all data, including those that are impossible to collect, such as wind strength, the amount of ultraviolet light, etc., are received every day in real time. The data obtained from the station are formed into a summary, which is used to create a bioecological monitoring system in the form of a traditional "Chronicle of Nature".

The conditions of the sharply continental climate of Yakutia and the remote location of the National Park "Lenskiye stolby" and the State Nature Reserve "Medvezhji ostrova " do not allow all technical means to work. One of the technical means that successfully implements its activities in such conditions is the Sokol-M weather station.

Representative of the "Escort" Group of Companies

The experience of operating our weather station in the territories of protected areas confirms that it is capable of 100% solving the tasks of environmental institutions.

In 2021, about 30 nature reserves and national parks intend to install the "Sokol-M".

Метеостанция "Сокол-М" в заповедниках
точный инструмент для научной работы и надежный помощник для предотвращения ЧС


Заповедник лес и природа

Страна: Россия

Отрасль: лесное хозяйство, заповедники, национальные парки

Год: 2020

Клиент: заповедники "Бастак" (127 тыс. га), Костомукшский (47,5), Ненецкий (313,4 тыс. га), Хоперский (16,2 тыс. га). Национальные парки "Красноярские столбы" (48 тыс. га) и "Ленские столбы" (1353 тыс. га), Всемирный фонд дикой природы (WWF)

Оборудование: метеостанция "Сокол-М"

Специфика работы и задачи клиентов

Заповедник вид сверху

Сегодня в Российской Федерации насчитывается более 100 заповедников площадью 27 млн га и свыше 60 национальных парков площадью 22 млн га. Общий размер всех особо охраняемых природных территорий (ООПТ), включая также природные парки и заказники, превышает 200 млн гектаров.

Защита редких мест, свободных от хозяйственного использования, помогает сохранять и изучать природу в естественном состоянии, поддерживать генетический фонд растительного и животного мира, спасать уникальные экосистемы от исчезновения.

Важная часть работы сотрудников ООПТ связана с метеорологическими наблюдениями. Точные метеоданные необходимы для научной деятельности, в частности, в рамках ведения главного документа заповедника – “Летописи природы”, и для отслеживания рисков возникновения пожаров.

Заповедник озеро и гора

Традиционные метеостанции, установленные в большинстве заповедников и нацпарков, уже не отвечают современным требованиям. Для получения показаний нужно тратить время на поездки к удаленным участкам. Передача и обработка данных зачастую не автоматизированы, из за чего приходится заводить и анализировать информацию вручную.

Специалисты тратят лишние ресурсы на метеонаблюдения, но в итоге все равно не имеют возможности оперативно принимать решения. Тогда как достоверную и актуальную информацию о погодных условиях необходимо получать как можно быстрее – в первую очередь, для принятия мер по соблюдению противопожарного режима. Малейшие, не обнаруженные вовремя риски способны привести к катастрофическим последствиям.

Решение

С целью реализации всего комплекса метеорологических задач и предотвращения угроз возникновения ЧС руководители заповедников приняли решение приобрести современное метеорологическое оборудование.

В числе требований, предъявляемых к новым метеостанциям, указывались:

  • регистрация всех параметров, необходимых для "Летописи природы";
  • возможность прогнозирования погодных изменений;
  • передача данных в режиме реального времени;
  • поддержка GSM, ГЛОНАСС / GPS, LoRa, Bluetooth;
  • подключение дополнительных устройств, в том числе, беспроводных датчиков;
  • автономная работа;
  • устойчивость к суровым климатическим условиям.
Установка метеостанции Сокол-М в заповедниках и национальных парках
  • Нужно отметить, что природные объекты занимают обширные территории вплоть до 1,3 млн гектар ("Ленские столбы"). Зачастую там нет качественного мобильного сигнала, поэтому связь метеостанции со спутниковыми системами крайне необходима. Столь же важно, чтобы метеостанция работала в условиях отсутствия электрических сетей, выдерживала резкие перепады температуры и экстремальные природные явления.

По итогам рассмотрения различных предложений руководители заповедников и нацпарков сделали выбор в пользу метеостанции "Сокол-М" производства ГК "Эскорт".

  • "Сокол-М" – это универсальная и экономичная профессиональная метеостанция, которая позволяет фиксировать температуру и влажность воздуха, скорость и направление ветра, количество и интенсивность осадков, УФ-индекс. Дополнительно к "Сокол-М" можно подключать оборудование в радиусе до 5 км c передачей данных по беспроводному каналу LoRa. Например, датчики влажности/температуры почвы и датчики влажности листа. Таким образом, станция позволяет получать все гидрометеорологические параметры для ведения "Летописи природы".
  • "Летопись природы" — это свод данных по динамике природных явлений и процессов, происходящих на территории парка в течение года. В конце каждого года обобщаются все наблюдения над ходом естественных процессов, выявляются основные типы взаимосвязей̆ между различными компонентами природы, их особенности, характерные для этого года. В "Летопись природы" включаются сведения о территории Национального парка, особенностях его рельефа, гидрографии, почвенно-растительном покрове, погодно-климатических показателях, основных типах экосистем, их структуре и функционировании.

Также на "Сокол-М" можно установить веб-камеру для фотофиксации погодных явлений.

Установка метеостанции Сокол-М в заповедниках и национальных парках

Метеостанция поставляется в "Северном исполнении". В состав комплекта оборудования "Сокол-М" входят солнечная панель (100 Вт) и аккумулятор (120 ампер-час). Благодаря этому обеспечивается работа в полностью автономном режиме на протяжении более 3-х лет.

Оборудование стабильно функционирует в температурном диапазоне от +55 до -50 °C, что подтверждено работой метеостанции на территории с экстремально низкими температурами: заповедник "Ленские столбы" в Якутии.

Установка метеостанции Сокол-М в заповедниках и национальных парках

"Сокол-М" оборудована ГЛОНАСС/GPS-приемником для определения точных координат размещения метеостанции на местности и GSM-модемом для передачи данных по каналам сотовой связи. В регионах с плохим покрытием сотовой сети метеостанция дополнительно оснащается усиленной GSM-антенной для повышения уровня сигнала. В зонах без GSM-покрытия бесперебойную передачу данных можно обеспечить с помощью спутниковой связи Iridium. В случае перебоев со связью "Сокол-М" все равно продолжает накапливать показания во встроенной памяти и передает их на сервер при появлении сигнала.

Установка метеостанции Сокол-М в заповедниках и национальных парках
  • Одно из преимуществ "Сокол-М" заключается в наличии интерфейса Bluetooth 4.0. Это позволяет управлять метеостанцией при помощи мобильных устройств (смартфоны, планшеты).

Данные, полученные от "Сокол-М", доступны для пользователей в облачном сервисе Sokolmeteo и других системах, с которыми интегрирована метеостанция. Возможности оборудования и программного обеспечения позволяют получать прогноз погоды на 3 дня с точностью 95%.

"Сокол-М" является поверенным устройством (76239-19) и утвержденным типом средств измерений (ОС.С.28.001.А № 75166). Метеостанция обладает сертификатами соответствия стандартам Казахстана, Киргизии и других стран СНГ.

Результат

Мониторинг погоды с помощью метеостанции Сокол-М в заповеднике
Мониторинг погоды с помощью метеостанции Сокол-М в заповеднике

Станция фиксирует метеопараметры и дистанционно передает их в систему мониторинга с периодичностью, настроенной пользователями. Специалисты заповедников могут наблюдать за погодным условиями онлайн и анализировать ситуацию за различные интервалы времени.

Данные, полученные от "Сокол-М", доступны в программах для ПК и в приложениях, установленных на мобильных устройствах сотрудников.

Комментарии

Установка метеостанции Сокол-М в заповедниках и национальных парках

Представитель заповедника "Бастак"

В нашем заповеднике метеостанция установлена в районе произрастания кедрово-широколиственных лесов, характеризующихся максимальным биологическим разнообразием флоры и фауны. Наличие современного метеорологического поста позволяет собирать и обрабатывать метеоданные, производить хранение и анализ всего объема информации в режиме реального времени, оценивать изменения климатических показателей данной территории. Установка метеостанции, помимо научного значения, окажет большую помощь отделу охраны, прежде всего при организации противопожарного патрулирования.

Заповедник река и полянка

Представитель Хоперского заповедника

Дополнительно к "Сокол-М" мы планируем установить кабели для выносного флюгера и анемометра, web-камеру для фотофиксации явлений погоды и датчик для определения высоты снежного покрова. Полученные с помощью новой метеостанции показания будут представлены в нашей Летописи природы и обеспечат погодную основу для изучения динамики абиотических, биотических компонентов Хоперского заповедника.

Заповедник, горы и озеро
Заповедник, море и горы

Представитель Национального парка "Ленские Столбы" и Государственного природного заповедника "Медвежьи острова".

Метеостанция Сокол-М была закуплена для научной деятельности на территории наших объектов в 2020-м году. На сегодняшний день метеостанция установлена на территории Национального парка "Ленские столбы" для сбора метеорологических данных. Приобретение и установка метеорологической станции намного упростила работу сотрудников парка. Если до установки метеостанции природно-климатические данные ежедневно собирались вручную, то сегодня, все данные, в том числе и невозможные для сбора, как сила ветра, количество ультрафиолета и др., мы получаем каждый день в режиме реального времени. Данные, полученные из станции, формируются в сводку, используемые для создания системы биоэкологического мониторинга как в форме традиционной "Летописи природы". Условия резко-континентального климата Якутии и труднодоступное местоположение Национального парка "Ленские Столбы" и Государственного природного заповедника "Медвежьи острова" не всем техническим средствам позволяют работать. Одним из тех технических средств, успешно реализующих свою деятельность в таких условиях является метеостанция
Сокол-М.

Представитель ГК "Эскорт"

Опыт эксплуатации нашей метеостанции на территориях ООПТ подтверждает, что она способна на 100% решать задачи природоохранных учреждений.

В 2021 году около 30 заповедников и национальных парков намерены установить "Сокол-М".